Информация о специально оборудованных учебных кабинетах | |
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | |
Информация о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | |
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | |
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | |
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | |
Информация о специальных условиях питания | |
Информация о специальных условиях охраны здоровья | |
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | |
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Условия для инвалидов и лиц с ОВЗ
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МДОУ "Детский сад №241"
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.
МДОУ «Детский сад № 241» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, категория – тяжелые нарушения речи (ТНР) и задержка психического развития (ЗПР)
Дети с ТНР посещают группы компенсируюшей направленности дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) и дети-инвалиды.
Дети с ЗПР посещают группы комбинированной направленности дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) и дети-инвалиды.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
*Принцип индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
*Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (формирование социально активной личности).
*Принцип социального взаимодействия (активное вовлечение детей, родителей, специалистов в совместную деятельность).
*Принцип междисциплинарного подхода.
*Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
*Принцип партнерского взаимодействия с семьей (усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями).
*Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
В МДОУ «Детский сад № 241» созданы условия для воспитания и развития, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Они включают в себя:
использование адаптированной основной образовательной программы
использование современных образовательных и коррекционных технологий: технология «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, здоровьесберегающие технологии: артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики, Су-Джок терапия и др.проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
кабинеты учителя – логопеда и учителя-дефектолога содержат:
- материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного освещения;
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
- настольно-печатные дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическую, дидактическую, справочную и художественную литературу;
- интерактивную доску.
в группах речевые уголки оснащены дидактическими играми и необходимым картинным материалом для автоматизации и дифференциации звуков, развития лексико-грамматического строя и связной речи.
Коррекционно— развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется в соответствии с заключениями и рекомендациями муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии
Успешное преодоление речевых нарушений у детей обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная развивающая предметно-пространственная среда.
Сопровождение детей
№ |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
|
Логопедическое сопровождение |
||||
1. |
- формирование правильного звукопроизношения; - развитие слухового внимания и фонематического слуха; - развитие лексико-грамматического строя речи; - развитие связной речи. |
В течение учебного года |
Учитель-логопед |
|
Психологическое сопровождение |
||||
2. |
- развитие когнитивных процессов; - развитие эмоционально-волевой сферы;
|
В течение учебного года |
Педагог-психолог Учитель-дефектолог |
|
Медицинское сопровождение |
||||
3. |
У всех детей: плановые медицинские осмотры, своевременные прививки, измерение антропометрических показателей, определение уровня физического развития. |
В течение учебного года |
Медицинские работники |
|
Педагогическое сопровождение |
||||
4 |
Музыкальный руководитель: - развитие чувства ритма, умения согласовывать движение с музыкой; Инструктор по физической культуре: - развитие двигательной сферы, координации движений; Воспитатели групп: - логопедизация непосредственной образовательной и совместной деятельности, режимных моментов с учетом индивидуальных речевых возможностей детей. |
|
|
Родители, являясь полноправными участниками коррекционного процесса, обеспечивают создание речевой среды дома, закрепление новых умений у ребенка, а так же посещают индивидуальные беседы, консультации (по запросу родителя или специалиста), практикумы, открытые занятия.