Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "ДЕТСКИЙ САД № 241" г. Ярославль

Образовательные и воспитательная  программы
       

№ п/п

Образовательные программы

Наименование

Нормативный срок

освоения

 

1.

 

Основная образовательная программа ДОУ  составленная на основе ФГОС ДО

 

5 лет

2.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Электронный документ: АООП ТНР

2 года

3.  Адаптированнная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития
Электронный документ: АООП для детей с ЗПР 241
2 года
4 Рабочая программа воспитания МДОУ "Детский сад № 241"
Электронный документ: РПВ 241 2021г.
5 лет
 
Численность лиц, обучающихся по данным программам за счет средств бюджета:   на 01.09.2021 – 264  ребенка
 
Основная образовательная программа  муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад  №241"

         Основная образовательная программа ДОУ охватывает 4 возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст  – от 1,7 до 3 лет, младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (младшая группа), средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраста – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы). Нормативный срок освоения Программы  до 5 лет.
        Основная образовательная программа ДОУ обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. 
        Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
• содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
 
     "Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №241"

Дополнительный раздел  ООП МДОУ "Детский сад № 241" –   "Краткая презентация ООП ДОУ "Детский сад № 241"  

Рабочая программа воспитания МДОУ №Детский сад № 241"

Электронный документ: РПВ 241 2021г.

Адаптированная  основная  образовательная  программа  для  детей  с тяжелыми  нарушениями  речи  (общим  недоразвитием  речи)  с  5  до  7  лет 

     «Адаптированная  основная  образовательная  программа  для  детей  с тяжелыми  нарушениями  речи  (общим  недоразвитием  речи)  с  5  до  7  лет»  составлена  в соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  «Об  образовании»,  Федеральным государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования,  Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития  детей,  Декларацией  прав  ребенка,  Санитарно-эпидемиологическими требованиями  к  устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы в  дошкольных организациях,  а  так  же  разработками  отечественных  ученых  в  области  общей  и специальной педагогики и психологии.

            Программа  содержит  описание  задач  и  содержания  работы  во  всех  пяти образовательных  областях  для  всех  специалистов,  работающих  в  группах компенсирующей направленности ДОО, и  учитывает возрастные и психологические  особенности  дошкольников  с  тяжелыми  нарушениями  речи  (общим недоразвитием  речи).  В  программу  включены  тематическое  планирование  работы специалистов,  примерный  перечень  игр,  игровых  и  развивающих  упражнений, содержание  культурно-досуговой  деятельности  для  каждой  из  возрастных  групп  в соответствии с Федеральным государственным стандартом.

     В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития  детей,  даны  методические  рекомендации  по  проведению  диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( с 4 до 7 лет) учителем-логопедом.. 

            Основой  перспективного  и  календарного  планирования  коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход,  обеспечивающий  концентрированное  изучение  материала:  ежедневное многократное  повторение,  что  позволяет  организовать  успешное  накопление  и актуализацию  словаря  дошкольниками  с  ОНР,  согласуется  с  задачами  всестороннего развития  детей,  отражает  преемственность  в  организации  коррекционно -развивающей работы  во  всех  возрастных  группах,  обеспечивает  интеграцию  усилий  всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

            Лексический  материал  отбирается  с  учетом  этапа  коррекционного  обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание  зоны  ближайшего  развития  каждого  ребенка,  что  обеспечивает  развитие  его мыслительной деятельности и умственной активности.

            Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и  образовательной  работы  и  всестороннего  гармоничного  развития  детей  с  тяжелыми нарушениями  речи  (общим  недоразвитием  речи).  Это  достигается  за  счет  создания комплекса  коррекционно-развивающей  и  образовательной  деятельности  в  группах компенсирующей  направленности  ДОО  для  детей  с  тяжелыми нарушениями  речи  (ОНР)  с  учетом  особенностей  психофизического  развития  детей данного контингента.

            Программа  рассчитана  на  пребывание  ребенка  в  логопедической  группе  с пятилетнего  или  шестилетнего возраста для детей  с  первым,  вторым,  третьим,  четвертым  уровнями  речевого  развития  при общем недоразвитии речи.

            Программой предусмотрена необходимость охраны и  укрепления физического и психического  здоровья  детей,  обеспечения  эмоционального  благополучия  каждого ребенка.  Так  она  позволяет  формировать  оптимистическое  отношение  детей  к окружающему,  что  дает  возможность  ребенку  жить  и  развиваться,  обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

            Объем  учебного  материала  рассчитан  в  соответствии  с  возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.  Для  каждой  возрастной  группы  предложено  оптимальное  сочетание самостоятельной,  индивидуальной  и  совместной  деятельности,  сбалансированное чередование  специально  организованной  и  нерегламентированной  образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

            Основной  формой  работы  во  всех  пяти  образовательных  областях  Программы является  игровая  деятельность,  основная  форма  деятельности  дошкольников.  Все коррекционно-развивающие  индивидуальные,  подгрупповые,  групповые, интегрированные  занятия  в  соответствии  с  Программой  носят  игровой  характер, насыщены  разнообразными  играми  и  развивающими  игровыми  упражнениями.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 241»

 

Адаптированная основная  образовательная программа для детей с задержкой психического развития

 

Основная идея адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее – АООП ДО) для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – особые образовательные потребности детей с ЗПР. Они включают общие, свойственные всем детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) специфические потребности:

  • в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;
  • в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно- развивающего процесса;
  • в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
  • в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • в обеспечении непрерывного контроля над становлением учебно- познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (далее – ЦНС) и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
  • в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
  • Основой для разработки АООП ДО, коррекции ЗПР у детей дошкольного возраста явились:
  • Примерная       адаптированная      основная       образовательная                        программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития  (одобрена ФУМО ОО протокол от 07.12.2017№6/17);
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой:«МОЗАИКА – СИНТЕЗ»;
  • Программа «Коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» под общей редакцией Нищевой Н.В;
  • Подготовка к школе детей с ЗПР. Под редакцией С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустиной.

Несмотря на то, что некоторые перечисленные материалы предназначены для работы с детьми с нормальным темпом развития, их можно использовать и при работе с детьми с ЗПР, но учитывая основные принципы обучения и воспитания дошкольников данных групп. В коррекционной работе мы используем большое количество заданий, игр, упражнений предложенных в комплектах тетрадей и методических рекомендациях, но учитывая индивидуальные, возрастные и психофизические особенности детей данных групп

  • некоторые из них используем частично, некоторые – с неоднократным повторением, а некоторые – с учётом регионального компонента (например, в беседах о родном городе речь идёт о Ярославле, о Ярославской области).

АООП ДО отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и психофизических особенностей детей с ЗПР, разработана с учетом дидактических принципов – их развивающего обучения, психологических особенностей детей с ЗПР дошкольного возраста и включает в себя пять областей:

    • социально – коммуникативное развитие;
    • познавательное развитие;
    • речевое развитие;
    • художественно – эстетическое развитие;
    • физическое развитие.
        Адаптированная основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ "Детский сад № 241" для детей с задержкой психического развития https://yadi.sk/i/0RX6hk-7Ipn0tg